Воровство – это, конечно же, очень и очень плохо, и карается по закону. Но если посетитель ресторана умыкнет несколько красивых бумажных салфеток, пару пакетиков сахара или подставку-бирдекль под пивную кружку, можно ли это считать воровством? А что грозит вору за исчезновение из ресторана столовых приборов или предметов интерьера? Известный московский фудблогер и гастроэксперт Роман Морозов в интервью РИАМО рассказал о том, какие кражи бывают в ресторанах, кто обычно решается на подобное правонарушение и что ждет пойманного с поличным ресторанного воришку.
– Роман, давайте немного порассуждаем на тему, что можно считать воровством в ресторанах, а что нет.
– Воровство – тема не очень приятная, но повсеместная, и рестораны здесь не исключение. Конечно, грань воровства или легального присваивания в ресторане довольно тонкая. Иногда люди что-то уносят из ресторана без злого умысла и считают, что ничего не крадут, потому что «за все уплачено». По моему мнению, факт присвоения собственности ресторана, которая не продается и не была оплачена клиентом, можно считать воровством. Начиная от посуды и заканчивая неоплаченной едой.
– Так можно ли считать воровством «умыкание» пивной подставки или пары бумажных салфеток?
– В ресторанах есть так называемые «расходники»: это салфетки, сахар, зубочистки и подобное. То есть то, что подразумевает неограниченное использование клиентами заведения по мере необходимости. Вот с ними сложнее, это уже сделка с совестью – брать или не брать. По логике вещей, пользоваться всем этим во время еды по мере необходимости правильно. А вот насыпать себе в карманы салфеток или сахара, чтобы потом пользоваться дома – это уже воровство.
– А как вы сами относитесь к этому явлению? С вами случалось что-то подобное?
– Мое отношение к этому явлению неоднозначное. Сразу скажу, что я иногда беру из ресторана салфетки, когда прихожу туда с детьми, потому что в ближайшее время они мне могут понадобиться. Или вот, например, моя супруга коллекционирует брендированный сахар, и я его тоже частенько уношу из ресторанов. Но один пакетик, а не килограмм, чтобы пить кофе дома.
Мою супругу можно причислить к сообществу глюкофилов – так называют коллекционеров брендированного сахара в стиках. У них есть свое сообщество, они обмениваются дублями сахара, есть свои «раритетные» экземпляры – например, из ресторанов, которых уже не существует.
– А как глюкофилы обычно себя ведут – спрашивают лишний пакетик сахара или просто кладут в карман?
– Сахар для коллекций глюкофилы обычно вежливо просят, а бывает и просто молча уносят из ресторана. Причем этим занимаются еще и их друзья и близкие, так что получается целая преступная группировка. Но мне кажется, что данный вид «воровства» не криминальный. А один лишний стик сахара к заказанному кофе вполне можно считать оплаченным в заказе.
– Расскажите про других коллекционеров ресторанного имущества – какие бывают?
– Вообще, коллекционеры – особые люди, на них приходится львиная доля похищенного в ресторанах. На своем веку я каких только «ресторанных коллекций» не встречал. Во времена, когда в ресторанах еще можно было курить, чаще всего воровали пепельницы. Особенным спросом пользовались брендированные или какие-то необычные. Тут и коллекция, и полезный предмет в дом. В гостях у каждого второго знакомого можно было увидеть пепельницу из какого-то заведения. Это был особый шик – похвастаться «артефактом» из модного места.
С запретом курения в общественных местах эта фишка ушла. Канули в лету и коллекционеры брендированных спичек. Лет 15 назад это еще было в тренде – многие рестораны их выпускали как популярный рекламный инструмент. А вот коллекционирование пивных бокалов и поставок под пиво все еще встречается. Как правило, этим занимаются завсегдатаи пивных баров.
– Какие еще типажи встречаются среди ресторанных воришек?
– Под воздействием алкоголя или под влиянием потрясающего внешнего вида посуды и столовых приборов в ресторане, когда отключается разум и сила воли, рука так и тянется к предмету, чтобы положить его в карман… Бывают и такие истории. Назовем такой вид ресторанного воровства «стихийным».
Я часто бывал на застольях в ресторанах, где крепкий алкоголь разливали в фирменные графины. Это нестандартные графины, в обычных магазинах они не продаются и часто делаются на заказ для конкретного ресторана. Их фишка в небольшом объеме, так как на стол часто заказывают сто или двести грамм водки.
– И зачем нормальному человеку красть такой вот графинчик?
– В быту и обычной жизни эти изящные миниатюрные графинчики не особенно применимы. Но подвыпившему человеку частенько хочется заиметь такой графин. Наверное, он представляет, как изящно будет наливать себе стопочку за ужином. Сами понимаете: игра воображения – и графин становится просто жизненно необходим.
– Как происходит «умыкание» того же графина?
– Кто-то просто кладет графин в карман, если компания огромная и отсутствие посуды никто не заметит. Если же банкет небольшой, то пытаются договориться с официантами, и часто это получается. Как правило, официально отдавать или продавать посуду посетителям нельзя, но, бывает, официант готов вступить в преступный сговор с клиентом. Он поясняет, что продать посуду не может, но если вы ее «разобьете», то с вас ничего не возьмут. После этих слов графин перемещается в карман клиента, а официанта ждут щедрые чаевые. Но это не постоянная практика, а скорее единичные случаи, с которыми мне приходилось сталкиваться.
– А что еще пытаются украсть, кроме изящных графинов?
– Аналогичные истории бывают и с заварочными чайниками, которые сейчас очень популярны в ресторанах. Они имеют и удобный объем, и интересную форму, а иногда и брендированы. Все это делает их крайне желанным имиджевым «артефактом».
Кстати, столовые приборы, тарелки и другая посуда в последние годы становятся визитными карточками ресторанов. Они стараются обойти конкурентов, удивив посетителей необычной посудой. Поэтому-то в подобных заведениях становится больше воровства.
– Есть принципиальная разница – как воруют в дорогих и недорогих ресторанах?
– Конечно же, в дорогих и дешевых ресторанах воруют по-разному. Точно знаю, что в отдаленных районах Москвы, которые называют «неблагополучными», уровень воровства на порядок выше. Но там речь идет о мелком бытовом воровстве тех предметов, которые можно использовать дома. То есть люди там воруют салфетки, сахар, кетчуп, стаканы, вилки, подносы в фастфудах.
Но и в дорогих ресторанах, которые посещают респектабельные люди при деньгах, кражи не редкость. Уровень краж там, конечно же, другой. В дорогих ресторанах «промышляет» золотая молодежь, которая умыкает что-то на спор либо для какой-то своей коллекции. И тут украденные предметы могут быть не функциональными, но дорогостоящими – например, статуэтки, подсвечники и что-то подобное. Ну и скучающие домохозяйки вполне могут «дернуть» красивую вилочку или ложечку для повышения уровня адреналина, которого им может не хватать в роскошной спокойной жизни.
– А иностранцы воруют?
– Иностранцы – такие же люди и, конечно, тоже воруют. Но их интерес – это однозначно коллекционирование. Мы говорим о тех иностранцах, которые приехали в Москву на экскурсию или, например, на тот же чемпионат мира по футболу. А иностранцы, которые приезжают из ближайших государств работать в Москву, вполне могут рассматривать посуду в кафе и ресторанах как полезную вещь для дома.
– Что грозит ресторанному вору, если он был пойман с поличным?
– Наказание за воровство у нас предусмотрено законом. Но если это воровство мелкого предмета типа стакана или вилки, то, скорее всего, нарушителя «пожурят» и отпустят. Ресторанам не выгодно устраивать шум из-за мелкой кражи. Конечно, если украден дорогой предмет, а вор пойман с поличным, то административного наказания и штрафа не избежать.
– А что вы можете посоветовать посетителю, которому ну очень захотелось заполучить какую-то вещь из ресторана?
– Я рекомендую обсудить этот момент с управляющим. Я вас уверяю, любой из предметов можно купить! Но надо понимать, что ресторан не благотворительная организация, и ничего отдавать вам по себестоимости не будет. Будьте готовы к тому, что цена предмета будет в три раза выше рыночной. Если он вам так необходим, вы его купите, а если нет – вопрос закроется. Ресторан останется при своем и сохранит лояльность к клиенту, пойдя ему навстречу и предложив вариант решения вопроса.
Кстати, есть управляющие, которые плохо умеют работать с клиентами, не предлагают варианты и просто отказывают – тогда велик риск столкнуться с негативом. Либо клиент просто украдет предмет, когда управляющий уйдет. Поэтому я рекомендовал бы обеим сторонам разговаривать и договариваться, это оптимальный вариант решения вопроса.
– Если подытожить, то сейчас воровство в московских ресторанах – это массовое явление или все-таки единичные случаи?
– Я бы не назвал это массовым явлением, сейчас это скорее единичные случаи. В последние годы уровень жизни москвичей на порядок вырос, выросла и культура. К тому же рынок предлагает огромный выбор посуды, так что воровать ради использования этих предметов в быту уже не актуально.