В последнее время цифровые, информационные и телекоммуникационные ресурсы в Российской Федерации получают все более широкое распространение. В разных областях имеется успешный опыт использования электронных платформ, систем и сервисов. Для повышения производительности на агропредприятиях Минсельхоз разработал программу по цифровизации сельского хозяйства. О проекте, его основных целях и текущей реализации «Корзинке» рассказали эксперты.
По словам Андрея Шолохова, заместителя генерального директора по работе с национальными проектами компании Softline, в 2018 году было принято решение отменить индустриальную специфику в рамках нацпроекта. Ранее разработанные планы включили в ведомственные проекты, в том числе в программу «Цифровое сельское хозяйство». Подробно с ней можно ознакомиться на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.
Проект «Цифровое сельское хозяйство» направлен на создание единой национальной цифровой платформы в аграрно-промышленном комплексе (АПК). Министерство сельского хозяйства РФ предлагает реализовать комплекс мероприятий по внедрению цифровых технологий в АПК, в том числе с помощью цифровых платформ Минсельхоза, предиктивной аналитики на основе больших данных и искусственного интеллекта. На региональном уровне предполагается применение инструментов умного отраслевого планирования и интеллектуальной системы мер государственной поддержки. Для крупных агрохолдингов ожидается массовое внедрение комплексных цифровых агрорешений, а также получение новых цифровых компетенций специалистами предприятий, рассказал Александр Эдер, директор по развитию бизнеса в пищевой промышленности ИТ-компании «КРОК».
Узнать более подробно об этапах реализации проекта можно в презентации Минсельхоза.
Ключевая цель проекта – трансформация сельского хозяйства с помощью цифровых технологий для обеспечения технологического прорыва в АПК и повышения роста производительности на агропредприятиях в два раза к 2024 году, говорит Александр Эдер.
Среди поставленных задач можно отметить разработку мер господдержки в части стимулирования развития цифровых технологий в АПК.
«Важно и создание системы подготовки специалистов в области сельского хозяйства по работе с цифровыми продуктами и технологиями», – дополняет руководитель отдела цифровых решений для АПК компании «Мустанг Технологии Кормления» Екатерина Коржевина.
Статус ведомственного проекта означает гораздо меньший контроль со стороны правительства и администрации президента, но при этом и существенно меньшие бюджеты, а также отсутствие гарантии полного выделения средств, подчеркивает Андрей Шолохов. Именно выделение средств в 2019 году по остаточному принципу замедлило реализацию практических всех ведомственных проектов, а в 2020 году есть риск существенного сокращения их финансирования из-за дефицита бюджета, связанного с остановкой экономики в первой половине года.
Изначально на реализацию проекта «Цифровое сельское хозяйство» планировалось выделить около 300 миллионов рублей до 2024 года, из них 140 миллионов – из внебюджетных источников. По словам эксперта, пока в открытых источниках есть информация, что на разработку концепции платформы ЦСХ было выделено 22,9 миллиона рублей вместо запланированных 50 миллионов.
По словам Екатерины Коржевиной, внедрение цифровых решений уже осуществляется:
«Так, например, в мясном и молочном животноводстве уже используется умная система управления стадом. Она позволяет структурировать информацию о животных, проводить оперативную аналитику деятельности предприятия. Существует и система управления кормлением, позволяющая не только организовывать его, но и выявлять нарушения, сокращать финансовые издержки».
Все большее применение в АПК находит технология IoT, или «интернет вещей». Эта концепция заключается в применении средств радиочастотной идентификации для взаимодействия физических предметов между собой и с внешним окружением. Так, например, специальные датчики позволяют отслеживать потребление кормов и воды животными, климатические условия в помещениях, где содержится скот. В земледелии с помощью «интернета вещей» проводят анализ почвы, на которой произрастает та или иная культура. В мясопереработке технологии сокращают браковку мяса при разделке туш.
Активно развивается роботизация. Все больше комплексов переходят на роботизированные системы доения. Стремительно развивается точное земледелие, где применяют не только программные продукты, но и компьютерное зрение, спутниковые карты полей. Нельзя не отметить повсеместно введенную систему «Меркурий», которая позволяет получать информацию о производителях сельскохозяйственного сырья.
По мнению Коржевиной, на данный момент у проекта ЦСХ уже есть результаты:
«Более 40 крупных производителей молока пользуются системой прогнозирования и аналитики. За счет этого увеличивается молочная продуктивность и снижаются затраты. В среднем дополнительная прибыль на данных предприятиях составляет 12 миллионов в год. В 2020 – 2021 годах в молочной отрасли планируется ввод в эксплуатацию более 10 крупных хозяйств, использующих современные технологии».
Успешным примером в области применения оцифровки является Липецкая область, где в формат электронных карт перевели 100 % местных полей.
К несомненным плюсам программы Александр Эдер относит возможность снизить розничные цены на продовольственные продукты. При этом благодаря появлению новых средств автоматизации и цифровизации можно увеличить и маржинальность бизнеса сельхозпроизводителей: благодаря новым технологиям потребности конечного потребителя будут напрямую доходить до сельхозпроизводителей, что поможет исключить посредников, на которых сейчас приходится до 80 % в цене продукта. Это, в свою очередь, потенциально увеличит объем потребления сельхозпродукции в России примерно в 1,5 раза. Рост объема потребления перекроет снижение розничных цен: маржинальность бизнеса вырастет, а риски снизятся.
Плюсы программы, по мнению Екатерины Коржевиной, заключаются также в сокращении времени на подготовку отчетности, улучшении достоверности передаваемых отчетов, стимуляции технологического развития предприятия. К тому же благодаря новым технологиям сократится и время на аудит предприятий страховыми финансовыми организациями, что позволит более оперативно выдавать кредиты.
Проект делает отрасль более привлекательной для молодых специалистов и студентов. Студенты получат возможность обучаться работе с современными цифровыми продуктами.
Среди недостатков эксперт подчеркивает возможную неготовность персонала к переменам. Зачастую сотрудники воспринимают введение цифровых решений в штыки, так как опасаются увеличения количества работы.
К минусам стоит отнести и отсутствие информированности игроков отрасли. Хозяйствам нужно самим узнавать о подобных решениях, и зачастую они просто не в курсе, что программы внедрения цифровых технологий существуют и с ними можно работать, не осведомлены, что есть госпрограмма, которая позволяет получать субсидии на цифровое развитие предприятий.
По мнению Александра Эдера, внедрение информационных технологий в пищевое производство в РФ технически вполне осуществимо. Для этого есть и технологии связи, и программное обеспечение, доступными являются научные разработки и опыт зарубежья. Кроме того, здесь возможно и применение отечественного опыта, полученного в других отраслях.
Уже сейчас в России есть ИТ-компании, готовые предложить свои услуги в области полной или частичной автоматизации и цифровизации бизнес-процессов, в том числе для агросектора. Все это поможет сделать АПК в России высокотехнологичным и эффективно решать задачи продовольственной безопасности, стабилизации экспорта и цен на продукты.
Определенные сложности могут возникнуть, например, при поиске сельхозпроизводителями готовых комплексных решений, рассуждает эксперт. Многие ищут систему, которая бы смогла обеспечить автоматизацию и прозрачность всех бизнес-процессов, индивидуальных для конкретной компании. Однако на рынке, по словам Эдера, сейчас таких продуктов нет, поэтому в большинстве случаев требуется время на доработку программных обеспечений.
Анализируя текст ведомственного проекта, Андрей Шолохов выделяет следующие факторы риска при его реализации. Во-первых, очень большие надежды возлагаются исключительно на некоторые заранее неизвестные результаты работы аналитических инструментов и машинного обучения. Практика показывает, что проекты по аналитике и искусственному интеллекту (ИИ) далеко не всегда успешны даже у крупных международных корпораций на коммерческом рынке. Во-вторых, не был заложен бюджет на консалтинговые услуги для более конкретных задач. Наконец, перечень инструментов поддержки отрасли со стороны Министерства сельского хозяйства достаточно ограничен. Это льготные кредиты, субсидии и льготное страхование, но этого может не хватить. При этом поставленная в рамках ведомственного проекта задача имеет практический смысл, и будет очень здорово, если разработка такой платформы завершится успешным внедрением, подытожил эксперт.