Недавно опубликованный законопроект Минприроды об ответственности производителей за утилизацию товаров вызвал волну возмущения — ритейлеры заговорили о риске возникновения пустых полок. Грозит ли магазинам сокращение ассортимента, обозреватель «Корзинки» выяснил у экспертов.
На прошлой неделе Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) подвергли критике законопроект Минприроды об ответственности производителей за утилизацию товаров. Ритейлеры считают, что эта инициатива может ударить по ассортименту розничных и интернет-магазинов.
Минприроды подготовило поправки в федеральные законы «Об отходах производства и потребления» и «Об основах госрегулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Они предполагают создание реестра товаров и товаров в упаковке в Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ). Кроме того, ведомство предлагает запретить продажу товаров, сведения о которых не внесены в реестр.
«Подготовленный Минприроды законопроект направлен на совершенствование механизмов контроля за утилизацией товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства», — поясняет адвокат, управляющий партнер Rodin & Partners Артем Родин.
Сейчас производители и импортеры, которые обязаны утилизировать отходы после использования товаров или оплачивать экологический сбор, раз в год должны сдавать отчетность и декларации. В документах компаниям нужно указать количество произведенных или импортированных товаров и упаковки, а также информацию о том, сколько отходов они утилизировали. При этом, отмечает Артем Родин, производители и импортеры должны по определенным категориям достигать нормативов утилизации, установленных правительством РФ.
Однако, по словам адвоката, проверить достоверность этой информации сложно. Если количество импортированных товаров и упаковки можно сверить с данными таможенной службы, то информация о количестве произведенных в РФ товаров и упаковки отсутствует.
«В связи с этим законопроект предусматривает создание Единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. Частью этой системы будет реестр производителей и импортеров, а также реестр товаров и упаковки. В законопроекте указано, что производители и импортеры должны будут самостоятельно зарегистрироваться в этой системе и через личный кабинет вносить в реестр сведения о производимых и импортируемых ими товарах и упаковке и отвечать за полноту, достоверность и актуальность информации, а также своевременность ее размещения», — говорит Родин.
Как отмечает адвокат, это нововведение облегчит контролирующим органам проверку отчетности, а также расчет размера экологического сбора, сумма которого может увеличиться с 3 миллиардов до 190 миллиардов рублей в год. Именно такие оценки звучали в начале 2021 года при обсуждении концепции совершенствования расширенной ответственности производителей (РОП) за утилизацию отходов.
«Система будет проверять данные автоматически и потребует минимального участия человека», — говорит адвокат.
Исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» Любовь Меланевская считает, что законопроект призван подавить инициативы бизнеса по самостоятельной утилизации отходов. Также она предполагает, что после принятия законопроекта существующие механизмы будут использовать прежде всего для взимания сборов, а утилизация отходов отойдет на второй план.
«Законопроект устанавливает недостижимые стопроцентные нормативы утилизации для упаковки уже со следующего года. А для тех, кто утилизирует отходы самостоятельно и не достигает нормативов, предлагают повысить экосбор в два раза. Другими словами, если производитель из установленных 100% достиг 30%, то ему придется доплатить за 140% — недостигнутые 70% умножаются на два. Спрашивается, зачем бизнесу эти риски, если можно сразу заплатить за 100%?», — задается вопросом эксперт.
Кроме того, подчеркивает Меланевская, из текста законопроекта исключили понижающие коэффициенты к объемам утилизации для компаний, инвестирующих в производство упаковки из вторичного сырья, которое порой на 40-50% дороже первичного. Если же понижающие коэффициенты сохранят, бизнес будет заинтересован в большем использовании вторсырья, а у переработчиков расширится рынок сбыта.
«Далее, положение законопроекта в части ассоциаций не соответствует утвержденной концепции РОП, где четко прописано, для чего они должны создаваться — «для обеспечения самостоятельного выполнения нормативов утилизации», в связи с чем бизнес усматривает в этом подходе риски по исключению ассоциаций из системы РОП. При этом, согласно международной практике, ассоциации — это ключевой элемент в самостоятельном выполнении нормативов утилизации, которые способствуют консолидации бизнеса для развития инфраструктуры по сбору и утилизации», — подчеркивает эксперт.
В целом, по словам Меланевской, реестр — это необходимый элемент администрирования процесса утилизации упаковки производителями. Но прежде чем грозить бизнесу запретом на реализацию товаров, не внесенных в реестр, она считает важным дать бизнесу понять, как именно реестр будет функционировать, что в него будет включено и в какие сроки.
«Нужно время на то, чтобы научиться им пользоваться, а ответственность повышать следует постепенно, начиная со штрафов, а не с запрета продаж», — подчеркивает эксперт.
Генеральный директор ГК «Тамаки» Андрей Белянин считает, что законопроект не случайно вызывает споры и разногласия у ритейлеров.
«У производителей и бизнесменов пока нет понимания, как будет проходить сбор данных о товарах и упаковке в единой системе учета. В России нет точной информации о количестве зарегистрированных бизнес-единиц, собранной в рамках российской реформы расширенной ответственности производителей. Реформа хоть и начала работать в 2015 году, но до сих пор из миллиона российских предприятий лишь несколько тысяч регулярно отчитывается об утилизации товаров и упаковки», — говорит Родин.
При этом, по словам эксперта, для малого и среднего бизнеса очередные взносы и налоги могут стать толчком для перехода в теневое предпринимательство и сокращения количества выпускаемой продукции. Поэтому риск дефицита товаров присутствует. К тому же перечисление всех товаров в реестре ведет к запрету на свободу экономической деятельности.
«На сегодняшний день малый и средний бизнес, торговые сети и группы компаний не готовы к подобным проектам. Необходимо время на перенастройку всей системы. Экологическая сторона этого вопроса, несомненно, важна, и ее надо реализовать. Но прежде необходимо провести плановую подготовительную работу и рассмотреть возможность государственной поддержки», — уверен Родин.
К примеру, стоит пересмотреть положение и расширить список компаний, нуждающихся в компенсации понесенных затрат на приобретение или модернизацию оборудования в целях создания или развития определенных товаров и услуг, снизить налог на прибыль для данных компаний, зарегистрированных в системе учета отходов от использования товаров. Такие шаги в сторону производителей, по словам эксперта, станут несомненным плюсом и помогут бизнесу быстрее перестроиться. Если же оставить проект в том виде, в котором он существует сейчас, он может разрушить систему легального товарооборота, которая сформировалась в связке «производство и сбыт товаров».
Тем временем в Минприроды России опровергают перспективу дефицита товаров в магазинах. Реализация новой концепции РОП не скажется на ассортименте товаров, отмечают в пресс-службе ведомства.
«Ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки действует уже более четырех лет. Минприроды России призывает не пугать россиян пустыми полками. Заявления о якобы рисках похожи на манипуляции, связанные с внедрением реального контроля за соблюдением действующего законодательства», — говорится в официальном сообщении.
По мнению руководителя секции «Экология и охрана окружающей среды» комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию, председателя правления АНО «Равноправие» Натальи Соколовой, ажиотаж вокруг темы с возможным дефицитом товаров раздут.
«Невозможно, чтобы разом со всех торговых точек — онлайн-магазинов, крупных торговых сетей и магазинов у дома — сняли все товары, не внесенные в реестр. Для этого в России просто не хватит инспекторских рук Роспотребнадзора и Росприроднадзора. Процесс будет проходить плавно, нужно понимать, что экологические интересы в наше время должны коррелировать с экономическими и социальными», — говорит Соколова.
В первую эксперт прогнозирует возможное возникновение трудностей с импортными товарами. Если на отечественных производителей могут повлиять регуляторы — Роспотребнадзор и Минприроды, — то на импортеров пока нет реальных рычагов воздействия.
«Таможенным и пограничным органам этим заниматься не свойственно. Также соблюдать все требования системы, скорее всего, сложно будет малым товаропроизводителям, фермерам, ремесленникам, которые сбывают мелкие партии продукции в упаковке», – говорит Соколова.
«Ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки действует уже более четырех лет. Минприроды России призывает не пугать россиян пустыми полками. Заявления о якобы рисках похожи на манипуляции, связанные с внедрением реального контроля за соблюдением действующего законодательства», — говорится в официальном сообщении.